Административные дела

Порядок производства по делам об административных правонарушениях установлен введенным в действие с 1 июля 2002 года Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (далее– КоАП РФ).

Административное правонарушение представляет собой деяние, которое может проявляться в двух формах, в виде: действия и бездействия. Из его определения, данного в КоАП РФ, напрямую вытекают следующие признаки административного правонарушения:

-противоправность. Данный признак обозначает, что данное деяние нарушает конкретную норму права;

-виновность. Данный признак отражает внутреннее интеллектуально-волевое отношение субъекта к совершаемому им деянию;

-наказуемость. Данный признак обозначает, что за совершение данного деяния конкретной нормой КоАП РФ или закона субъекта РФ установлена именно административная ответственность.

Необходимым признаком любого правонарушения является общественная опасность.

Для характеристики негативного воздействия административного правонарушения на общественные отношения, предлагаются такие его признаки, как общественная вредность или антиобщественность, что позволяет легко их отграничить от уголовных преступлений.

Особенность административных правонарушений заключается в том, что совершение большинства из них обычно не влечет наступления непосредственно этих последствий, а лишь создает такую угрозу.

Вторым признаком административного правонарушения, является противоправность. Противоправность означает, что совершением данного деяния (действия или бездействия) обязательно нарушены нормы права.

Виновность означает, что являющееся административным правонарушением деяние совершается при наличии вины. Отсутствие вины не позволяет считать данное деяние (даже противоправное) административным правонарушением. Вина может выступать в двух формах: в форме умысла и в форме неосторожности (статья 2.2 КоАП РФ). Статья 1.5 КоАП РФ непосредственно указывает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ – что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

Наказуемость деяния означает, что за совершение данного деяния предусмотрена административная ответственность.

Состав административного правонарушения определяется, как совокупность признаков, позволяющих идентифицировать деяние, как административно наказуемое.

Таким образом, в составе административного правонарушения, можно выделить объективные элементы состава (объект и объективная сторона) и субъективные (субъект и субъективная сторона).

Объективная сторона характеризует внешнюю сторону административного правонарушения, то есть показывает, что объективно произошло.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризует правонарушение с точки зрения его субъекта, то есть правонарушителя. Наиболее важным элементом субъективной стороны административного правонарушения, является вина правонарушителя.

В субъективную сторону административного правонарушения, помимо вины, могут входить и другие элементы, в частности мотив и цель правонарушения. В отличие от вины, наличие их обычно не является обязательным.

В случаях, если после выявления административного правонарушения в большинстве составов осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Решение о возбуждении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления, немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен.

По окончании административного расследования, составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

В главе 23 КоАП РФ указаны судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

У вас остались вопросы?

Вы можете оставить заявку и я свяжусь с Вами в ближайшее время для уточнения информации