Налоговые дела

Основы существующей в настоящее время российской налоговой системы были заложены в конце 1991 года с принятием закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

21 ноября 1991 года Указом президента Российской Федерации (далее по тексту РФ) была образована самостоятельная Государственная налоговая служба, на которую были возложены основные функции по разработке и реализации налоговой политики в РФ.

В статье 8 Налогового кодекса РФ (далее по тексту НК РФ) дано понятие налога, сбора и страховых взносов.

Так, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязанность каждого физического и юридического лица по уплате налогов установлена Конституцией РФ. Перечень налогов, подлежащих уплате, налоговые ставки, сроки уплаты и категории налогоплательщиков предусмотрены НК РФ.

Основная причина жесткой налоговой политики государства в падении доходов, связанных с сырьевым экспортом, которое вынуждает государство искать внутренние резервы, в том числе за счет усиления контроля за уплатой налогов.

Налоги и иные обязательные платежи, своевременность и полнота их сборов, являются важнейшим источником формирования и наполняемости доходной части бюджета РФ.

Прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений, сделала налоговую ответственность одной из главных составляющих системы налоговых правоотношений и потребовала ее глубокой правовой регламентации.

В результате формирования этой правовой регламентации, существенно расширилась практика налоговых преступлений. По оценкам экспертов, страна каждый год недополучает порядка трети поступлений в бюджет. Увеличение количества налоговых преступлений отличается высокой динамикой. По мнению ряда специалистов, ситуация является катастрофической. Уклонение плательщиков от исполнения своих обязательств, приобрело широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной не поступления налогов в бюджет РФ.

Общественная опасность налоговых преступлений, заключается именно в том, что они влекут не поступление денежных средств в бюджетную систему РФ, а это неизбежно приводит к потере способности государства финансировать субъекты публичной власти.

В соответствии со статьей 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Виды налоговых правонарушений.

Все налоговые правонарушения по НК можно разделить на группы:

-связанные с нарушением порядка постановки на учет в налоговом органе;

-связанные с нарушением порядка и способа представления налоговой декларации и иных сведений;

-связанные с представлением в налоговый орган недостоверных финансовых сведений, либо непредставлением необходимых сведений;

-связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налогов (сборов), в том числе налоговым агентом.

Основные составы налоговых правонарушений

Основные составы налоговых правонарушений в сфере налогов и сборов, предусмотренных в НК РФ и КоАП РФ: правонарушения против системы налогов; против прав и свобод налогоплательщиков; против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика; против контрольных функций налоговых органов; против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности; против обязанности по уплате налогов; против исполнения доходной части бюджетов.

Вот наиболее распространенные налоговые правонарушения:

  • Нарушение налогоплательщиком и должностным лицом организации — налогоплательщика установленного законом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (ст.116 НК РФ; ст.15.3 КоАП РФ);
  • Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (ст. 15.3 КоАП РФ);
  • Нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст.15.4 КоАП РФ);
  • Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов) (ст.120 НК РФ);
  • Непредоставление налоговой декларации (ст.119 НК РФ);
  • Неуплата или неполная уплата сумм налога (ст.122 НК РФ);
  • Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (ст.16.2 КоАП РФ);
  • Нарушение банком порядка открытия счета (ст.132 НК РФ);
  • Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора, страховых взносов), авансового платежа, пеней, штрафа (ст.133 НК РФ);
  • Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента, счету инвестиционного товарищества (ст. 134 НК РФ);
  • Неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа (ст.135 НК РФ).

Отграничение адвокатом деяний, предусмотренных УК РФ, от налоговых правонарушений состоит в анализе и выявлении отличий: главное отличие преступления от иных правонарушений заключается в различной степени общественной опасности.

Критерии отграничения преступления от других правонарушений: характер наступивших последствий совершенного деяния; мотивы и цели совершения деяния; форма вины; преступление предусмотрено только уголовным законом, оно влечет за собой такие последствия, как уголовное наказание и судимость.

Налоговый контроль

В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Контроль в форме налоговой проверки должен осуществляться в соответствии со ст. ст. 87 — 100 НК РФ. Проверки бывают камеральные и выездные.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок, является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Мероприятия налогового контроля можно условно разделить на «основные» и «сопутствующие».

«Основные» – это камеральная и выездная налоговые проверки, то есть те действия налоговых органов, которые могут повлечь за собой изменение налоговых обязательств налогоплательщика.

«Сопутствующие» связаны с проведением проверок и формируют доказательственную базу в рамках спора с налоговым органом. Это может быть допрос свидетеля, получение пояснений налогоплательщика, выемка, осмотр территории/документов, ответ на требование налоговой о предоставлении документов.

Если «основным» мероприятиям налогового контроля уделяется достаточно много внимания, то с «сопутствующими» налогоплательщики сталкиваются значительно реже. Вместе с тем от того, насколько качественно, законно проведены и оформлены налоговиками «сопутствующие» мероприятия, будет зависеть исход спора с налоговым органом.

Дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые преступления

Понятие «налоговое преступление» отсутствует, как в НК РФ, так и в Уголовном кодексе РФ (далее по тексту УК РФ), однако учитывая положения УК РФ, такое понятие можно сформулировать следующим образом — налоговым преступлением, следует понимать, виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания, посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения и заключающееся в уклонении от уплаты налогов.

В настоящее время уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений в российском законодательстве, предусмотрена статьями 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ.

В РФ установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги субъектов РФ (региональные налоги) и местные налоги (статьи 12, 13, 14 и 15 НК РФ), а также специальные налоговые режимы (статья 18 НК РФ). При этом ответственность по статье 198 УК РФ или по статье 199 УК РФ наступает в случае уклонения от уплаты как федеральных налогов и сборов, так и налогов субъектов РФ и местных налогов.

Статья 13 НК РФ определяет систему федеральных налогов и сборов.

К федеральным налогам и сборам относятся:

◾налог на добавленную стоимость;

◾акцизы;

◾налог на доходы физических лиц;

◾налог на прибыль организаций;

◾налог на добычу полезных ископаемых;

◾водный налог;

◾сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

◾государственная пошлина.

 

Статья 14 НК РФ определяет систему региональных налогов.

К региональным налогам относятся:

◾налог на имущество организаций;

◾налог на игорный бизнес;

◾транспортный налог.

 

Статья 15 НК РФ определяет систему местных налогов.

К местным налогам относятся:

◾земельный налог;

◾налог на имущество физических лиц.

◾торговый сбор

Уклонение физического и юридического лица от уплаты налогов и (или) сборов, страховых взносов (ст. 198 и 199 УК РФ)

Под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, ответственность за которое предусмотрена статьями 198 и 199 УК РФ, следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему РФ.

Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.

Исходя из того, что в соответствии с положениями налогового законодательства срок представления налоговой декларации и сроки уплаты налога (сбора) могут не совпадать, моментом окончания преступления, предусмотренного статьей 198 или статьей 199 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством.

Налоговая декларация — это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, а также о других данных, связанных с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, в установленной форме, в порядке и в сроки, установленные этим законодательством (пункты 2, 6 и 7 статьи 80 НК РФ).

Под иными документами, указанными в статьях 198 и 199 УК РФ, следует понимать любые предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов. К таким документам, в частности, относятся: выписки из книги продаж, из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций, копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур (статья 145 НК РФ), расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости (статьи 243 и 398 НК РФ), справки о суммах уплаченного налога (статья 244 НК РФ), годовые отчеты (статья 307 НК РФ), документы, подтверждающие право на налоговые льготы.

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 198 УК РФ, является достигшее шестнадцатилетнего возраста физическое лицо (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), на которое в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов и (или) сборов, а также по представлению в налоговые органы налоговой декларации и иных документов, необходимых для осуществления налогового контроля, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным. В частности, в силу статьи 11 НК РФ им может быть индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном порядке и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частный нотариус, адвокат, учредивший адвокатский кабинет.

Субъектом преступления, ответственность за которое предусмотрена статьей 198 УК РФ, может быть и иное физическое лицо, осуществляющее представительство в совершении действий, регулируемых законодательством о налогах и сборах, поскольку в соответствии со статьями 26, 27 и 29 НК РФ налогоплательщик (плательщик сборов) вправе участвовать в таких отношениях через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.

К субъектам преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. К числу субъектов данного преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера).

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов возможно только с прямым умыслом с целью полной или частичной их неуплаты. При этом следует иметь в виду, что при решении вопроса о наличии у лица умысла на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, надлежит учитывать обстоятельства, указанные в статье 111 НК РФ, исключающие вину в налоговом правонарушении.

Обязательным признаком составов преступлений, предусмотренных статьями 198 и 199 УК РФ, является крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов, определяемый согласно примечаниям к статьям 198 и 199 УК РФ. При этом крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов определяется за период в пределах трех финансовых лет подряд.

Конкретная сумма неуплаченных налогов и (или) сборов (как обязательный признак состава преступления) должна быть рассчитана исходя из примечания к статье 198 УК РФ или из примечания к статье 199 УК РФ.

Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ)

Преступление, предусмотренное статьей 199.1 УК РФ, является оконченным с момента неперечисления налоговым агентом в личных интересах в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством (пункт 3 статьи 24 НК РФ), в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) сумм налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере, которые он должен был исчислить и удержать у налогоплательщика.

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 199.1 УК РФ, может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера).

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов (ст. 199.2 УК РФ)

Преступление, предусмотренное статьей 199.2 УК РФ, заключается в сокрытии денежных средств либо имущества, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки.

Под сокрытием денежных средств либо имуще��тва организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (статья 199.2 УК РФ), следует понимать деяние, направленное на воспрепятствование принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам в крупном размере.

Исходя из примечания к статье 169 УК РФ, под крупным размером следует понимать стоимость сокрытого имущества в сумме, которая необходима для погашения задолженности, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей. Состав преступления, предусмотренный статьей 199.2 УК РФ, наличествует и в том случае, когда размер задолженности превышает стоимость имущества, сокрытого в крупном размере с целью воспрепятствовать дальнейшему принудительному взысканию недоимки.

При этом следует иметь в виду, что уголовная ответственность по статье 199.2 УК РФ может наступить после истечения срока, установленного в полученном требовании об уплате налога и (или) сбора (статья 69 НК РФ).

В соответствии с законом субъектом преступления, предусмотренного статьей 199.2 УК РФ, может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, собственник имущества организации, руководитель организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, связанные с распоряжением ее имуществом.

Объект, объективная сторона, субъективная сторона и предмет налоговых преступлений

Непосредственный объект налоговых преступлений — экономические и финансовые интересы государства, отношения, возникающие между налогоплательщиками и государством.

Предметом преступления выступают: налоги и сборы.

Объективная сторона, данной категории преступлений, характеризуется деянием в форме бездействия и выражается в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений.

Субъективная сторона, характеризуется виной в форме прямого умысла и специальным мотивом — желанием не платить налоги и сборы.

Рассмотрение судом уголовных дел о налоговых преступлениях

Доказательствами, подтверждающими наличие или отсутствие в содеянном признаков составов преступлений, предусмотренных статьями 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, могут быть налоговые декларации, другие необходимые для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов документы, акты проверок исполнения законодательства о налогах и сборах, иные формы проведения налогового контроля органами, уполномоченными на это законодательством, а также заключение эксперта, материалы проверок исполнения законодательства о налогах и сборах иных органов.

Исходя из положений главы 34 УПК РФ по поступившим уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, суду надлежит исследовать, содержатся ли в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительном заключении данные о том, какие конкретно нормы законодательства о налогах и сборах, действовавшего на момент совершения преступления, нарушены обвиняемым, а также сроки уплаты конкретного налога и (или) сбора.

Если в обвинительном заключении отсутствуют указанные и другие данные, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения, судья в силу статьи 237 УПК РФ по ходатайству стороны или по собственной инициативе должен решить вопрос о возвращении дела прокурору для устранения препятствий к его рассмотрению.

При рассмотрении уголовных дел о налоговых преступлениях, суды учитывают вступившие в законную силу решения арбитражных судов, судов общей юрисдикции, а также другие решения, постановленные в порядке гражданского судопроизводства, имеющие значение по делу. Такие решения подлежат оценке в совокупности с иными собранными доказательствами по правилам статьи 88 УПК РФ.

В целях наиболее полного и всестороннего выяснения всех обстоятельств, с��язанных с этими преступлениями, стороне защиты необходимо привлекать к участию в судебном разбирательстве специалистов, а в необходимых случаях заявлять ходатайства о проведении соответствующих экспертиз.

В соответствии со статьей 309 УПК РФ судам при рассмотрении данной категории дел, надлежит учитывать, что в приговорах по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, должно содержаться решение по предъявленному гражданскому иску. Истцами по данному гражданскому иску могут выступать налоговые органы (подпункт 16 пункта 1 статьи 31 НК РФ) или органы прокуратуры (часть третья статьи 44 УПК РФ), а в качестве гражданского ответчика может быть привлечено физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством (статьи 1064 и 1068 ГК РФ) несет ответственность за вред, причиненный преступлением (статья 54 УПК РФ).

Приняв решение об удовлетворении гражданского иска, суд должен указать в приговоре размер подлежащей взысканию денежной суммы и в зависимости от вида неуплаченного налога — наименование бюджета (федеральный, региональный, местный) или государственного внебюджетного фонда, в доход которого указанная сумма подлежит взысканию.

Обжалование адвокатом решений налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц (ст.ст. 101.2, 137-140 НК РФ)

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном НК РФ и соответствующим процессуальным законодательством РФ.

Налогоплательщик вправе обжаловать решение, вынесенное по результатам налоговой проверки, как полностью, так и в части. Налогоплательщик вправе обжаловать в вышестоящий налоговый орган как вступившее, так и не вступившее в силу решение налогового органа. В случае предоставления жалобы на не вступившее в силу решение налогового органа обжалование будет называться апелляционным. Жалоба подается в письменном виде в вынесший это решение налоговый орган. Налоговый орган в течение 3-х дней со дня поступления жалобы, должен направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Если жалоба подписывается представителем – полномочия представителя необходимо подтвердить оригиналом или заверенной копией доверенности. Решение вышестоящего органа, так же можно обжаловать, в административном порядке (подача жалобы в вышестоящий орган) или в судебном. Если налогоплательщик не обжаловал решение в апелляционном порядке, он вправе подать жалобу на вступившее решение налогового органа в течение года с момента его вынесения. В случае обжалования решения, его исполнение не приостанавливается. Оно может быть приостановлено лишь по ходатайству налогоплательщика.

Если жалоба подается в судебную инстанцию, то важно выиграть налоговый спор в Арбитражном суде. Если решение инспекции будет признано незаконным в рамках арбитражного спора, на практике это будет существенно повышать шансы на отказ в возбуждении уголовного дела или основанием для прекращения уже возбужденного уголовного дела по факту уклонения от уплаты налогов.

В ситуациях, когда шансы на положительное решение в арбитражном суде невысокие, необходимо затянуть арбитражный процесс. В таком деле, основные силы надо акцентировать на доследственной проверке, в ходе которой собрать необходимую доказательную базу, чтобы убедить следственные органы в отсутствии оснований для возбуждении уголовного дела по факту уклонения от уплаты налогов, т.е. в отсутствии состава преступления. После получения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, необходимо использовать его как иное доказательство в арбитражном суде при споре с налоговым органом.

Однако даже в ситуациях, когда клиенты обращаются после проигранного судебного дела в арбитраже, шанс не довести дело до уголовной ответственности всегда есть.

Связано это с тем, что обязательным признаком преступления является прямой умысел лица, то есть факт того, что лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

Поскольку в большинстве случаев претензии по уклонению от уплаты налогов связаны с взаимоотношениями с организациями-однодневками, доказать отсутствие прямого умысла на совершение налогового преступления и то, что организации не являлись фирмами однодневками, можно с помощью адвоката, который действительно имеет положительный опыт в данной категории дел.

У вас остались вопросы?

Вы можете оставить заявку и я свяжусь с Вами в ближайшее время для уточнения информации