Таможня дает добро!

Ни для кого не секрет, что в последнее время на пассажирском пункте пропуска «Благовещенск» участились проверки, проводимые руководством таможни, от чего граждане России, следующие их Хэйхэ (КНР) в Благовещенск (Россия), имеющие при себе сопровождаемый багаж, не превышающий весовые и количественные нормы, вынуждены под давлением должностных лиц таможенного органа либо заявлять процедуру реэкспорта (обратный вывоз товара), либо помещать товар на склад временного хранения, в связи с чем несут временные и денежные затраты.

Нередки заголовки новостей о задержанных Русских туристах в пункте пропуска Благовещенск «пассажирское направление», об изъятии у них якобы коммерческих партий товаров.

Одна и та же административная процедура, одними воспринимается как обязательная и необходимая, другими же, как бремя, как препятствие для реализации своих прав и интересов. Тот самый таможенный контроль как форма публичного управления в таможенной сфере зачастую рассматриваться бизнесом как административный барьер (или система барьеров).

Как мы с Вами видим, не всегда должностными лицами таможенного органа действия по осуществлению таможенного контроля осуществляются в рамках правового поля.

Вопросы соотношения интересов государства, реализуемых посредством таможенного контроля, и интересов бизнеса не новы, еще, А.Н. Козырин более 20 лет назад писал: для того чтобы таможенное законодательство не расходилось с принципами таможенного права, необходимо прежде всего организовать законодательную процедуру таким образом, чтобы она в максимально полной степени могла “уловить” интересы не только государства, но и различных частнопредпринимательских кругов.

Эффективный таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения законодательства и необременительных для бизнеса; мер, необходимых в той степени и той форме, которые являются минимально достаточными для обеспечения базовых целей таможенного контроля – соблюдения законодательства.

А ведь у нас, в Амурской области, исторически так сложилось, что мелкое предпринимательство выживает за счет того, что через таможенный пост «пассажирское направление» перемещает товар из КНР в РФ под видом товаров для личного пользования, при этом, не нарушая таможенное законодательство.

Сумки формируются таким образом, чтобы у таможенных инспекторов отсутствовали основания для применения различных мер таможенного контроля, в том числе с применением различных профилей рисков.

Несмотря на это, таможенный орган, грубо, зачастую в циничной форме, проводит таможенный контроль, пользуясь безграмотностью граждан, разъясняет ответственность за недекларирование товаров (ч. 1 ст. 16. 2 КоАП РФ), которая по своей сути отсутствует. И как результат, граждане, боясь быть привлеченными к ответственности, уверенные в правильности действий таможенного органа, принимают решение: бросают свой товар (оставляют его как бесхоз в пункте пропуска), заявляют процедуру обратного вывоза, не покидая место прибытия, и вывозят его обратно в Китай.

Незнание закона гражданами, приводит к многочисленным жалобам в различные инстанции, которые результата не приносят.

Итак, рассмотрим примеры поведения граждан, которые подвергнуты «тщательному таможенному контролю» в целях избежания убытков.

Главой 37 таможенного кодекса ЕЭС урегулирован порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования.

Согласно ч.4ст. 256 ТК ЕЭС отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из: заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации; характера и количества товаров; частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес.

Если у Вас вес сопровождаемого багажа не превышает 50 кг., характер и количество товаров соответствует норме потребления на 1 человека или семью, смело проходите таможенный контроль, в случае «предвзятого отношения» к Вам таможенного инспектора не спешите собственноручно писать заявления об обратном вывозе, помещении товара на склад временного хранения или бросать свой товар, ведь, законодательство в области таможенного дела Вами не нарушено, также не нарушено административное законодательство. Необходимо завершить таможенную процедуру, пусть инспектор сам принимает решение.

В случае если у инспектора все же возникли сомнения о предназначении товара, путь принимает одно из решений:

1)  В данном случае Ваш товар может быть задержан в соответствии с главой 51 ТК ЕЭС и помещен таможенным органом на СВХ до выяснения обстоятельств. Например, Вам необходимо подтвердить таможенную стоимость товара, при этом, обращаю Ваше внимание; что чеки должны быть переведены на русский язык, либо необходимо предоставить справки о составе семьи и другие документы. После предоставления необходимых документов, товар должен быть Вам возвращен. Однако, Вы понесете расходы в связи с хранением товаров на СВХ. В связи с чем, мой совет, с учетом характеристик товара, имейте с собой все необходимые документы;

2) В отношении Вас может быть вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ – недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию. В этом случае Ваш товар изымается как предмет административного правонарушения. Однако, если Вами соблюдены вышеперечисленные требования, то беспокоиться Вам не стоит. Бремя доказывания административного правонарушения лежит на должностных лицах таможенного органа. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ рассматриваются судом. Санкция ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ следующая – наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения. Даже в случае привлечения вас к ответственности товар может быть Вам возвращен по решению суда после надлежащего таможенного оформления.

Конечно, это не полный перечень проблемных моментов, связанных с таможенным контролем. Выбор данных примеров был нацелен на иллюстрацию того, что организация и проведение таможенного контроля должны быть нацелены на обеспечение надлежащего соблюдения норм права в области таможенного дела и соблюдение прав граждан; кроме того, проиллюстрированы варианты поведения граждан при проведении в отношении них и их багажа таможенного контроля в целях избежания собственных ошибок, влекущих утрату товара.

У вас остались вопросы?

Вы можете оставить заявку и я свяжусь с Вами в ближайшее время для уточнения информации